Revision as of 18:30, 28 Nov 2005 217.20.209.178 (Talk | contribs) ← Go to previous diff |
Revision as of 20:40, 21 Jan 2006 Hatta (Talk | contribs) Go to next diff → |
||
Line 14: | Line 14: | ||
Для задействования внешних сечений было решено написать свой процесс, поскольку тольщина таллиевого образца была достаточно солидной, чтобы гамма-кванты порядочно застревали в нем до того, как произойдет фотоядерная реакция. | Для задействования внешних сечений было решено написать свой процесс, поскольку тольщина таллиевого образца была достаточно солидной, чтобы гамма-кванты порядочно застревали в нем до того, как произойдет фотоядерная реакция. | ||
+ | |||
+ | ==G4DiscreteProcess== | ||
+ | |||
+ | В моем случае можно было пренебречь вторичными фотонами, которые могут родиться в результате фотоядерной реакции, т. к. вероятность для такого фотона вновь провзаимодействовать с ядром ничтожна, а сами по себе фотоны меня не интересовали. Кроме того, для корректного их учета необходимо как минимум знать угловые сечения для данных реакций, а у меня было только интегральное сечение вылета одного или нескольких нейтронов — узнать направление вторичного фотона по этим данным мне представляется затруднительным. То же самое можно сказать и о нейтронах: я не знаю куда они полетят и с какой энергией, и, кроме того, мне это не важно. Поэтому решено было просто учитывать факт реакции, а затем просто убивать исходный фотон. | ||
+ | |||
+ | Ядерная реакция подходит под критерий дискретного процесса (см. в документации GEANT про типы процессов), поэтому для реализации необходимо создать класс, производный от <tt>G4VDiscreteProcess</tt>. | ||
+ | |||
+ | class CuteProcess: public G4VDiscreteProcess | ||
+ | { | ||
+ | public: | ||
+ | /// Конструктор. | ||
+ | /// @param dirname: директория с сечениями; | ||
+ | /// @param nn: число выделяемых нейтронов; | ||
+ | CuteProcess(const G4String& name, | ||
+ | const G4String& dirname, | ||
+ | int nn): | ||
+ | G4VDiscreteProcess(name, fUserDefined), | ||
+ | nneutrons(nn) | ||
+ | { | ||
+ | loadFromDir(dirname, nn); | ||
+ | } | ||
+ | virtual G4VParticleChange *PostStepDoIt(const G4Track& track, const G4Step& step); | ||
+ | protected: | ||
+ | virtual G4double GetMeanFreePath(const G4Track& aTrack, | ||
+ | G4double previousStepSize, | ||
+ | G4ForceCondition* condition); | ||
+ | void loadFromDir(const G4String& dirname, int nn); | ||
+ | private: | ||
+ | Maths::Interpolation::Linear* xs; | ||
+ | int nneutrons; | ||
+ | }; | ||
+ | |||
+ | Как видно, в конструкторе не делается ничего особенно важного, только загружаются сами сечения из файлов. Я не буду вдаваться в детали интерполяции значений сечений, их формата на диске и т. д., а остановлюсь на действительно важных деталях. Два метода в этом классе, которые и реализуют всю физику процесса это <tt>PostStepDoIt</tt> и <tt>GetMeanFreePath</tt>. Последний вызывается каждый раз при очередном шажке частицы в симуляции и определяет вероятность вызова данного конкретного процесса. <tt>PostStepDoIt</tt> — это то, что делает процесс, когда он все-таки происходит. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | G4double CuteProcess::GetMeanFreePath(const G4Track& aTrack, | ||
+ | G4double previousStepSize, | ||
+ | G4ForceCondition* condition) | ||
+ | { | ||
+ | double energy = aTrack.GetKineticEnergy(); | ||
+ | if (aTrack.GetMaterial()->GetName() != "Thallium" | ||
+ | || aTrack.GetDefinition() != G4Gamma::GammaDefinition()) | ||
+ | return 1e100; | ||
+ | double crosssec = xs->getValue(energy); // Сечение из файла. | ||
+ | double l = 1/(6.022e23/mole*11.85*g/cm3/(204.3833*g/mole)*crosssec); | ||
+ | if(l<0) l = 1e100; | ||
+ | return l; | ||
+ | } | ||
+ | |||
+ | Здесь по простой формуле вычисляется из сечения свободный пробег, который и возвращается. <tt>crossec</tt> уже переведен во внутренние единицы GEANT4 (кв. мм). Проверка с if на второй строчке это всего лишь костыль, спасающий от реальности: даны сечения только для таллия, так что ни в каких других материалах процесс не будет активизирован, т. к. в этом случае он вернет пробег 1e100. | ||
+ | |||
+ | Вот, что мы делаем, когда процесс-таки вызывается: | ||
+ | |||
+ | G4VParticleChange* CuteProcess::PostStepDoIt(const G4Track& track, const G4Step& step) | ||
+ | { | ||
+ | aParticleChange.Initialize(track); | ||
+ | aParticleChange.ProposeEnergy(0.); | ||
+ | aParticleChange.ProposeTrackStatus(fStopAndKill); | ||
+ | std::cout << "gen_neutron: " << nneutrons << " more" << std::endl; | ||
+ | return &aParticleChange; | ||
+ | } | ||
+ | |||
+ | <tt>aParticleChange</tt> — это член класса '''G4VDiscreteProcess''', в котором вы должны описать все изменения, которые вызываются вашим процессом. В данном случае, как видно, я устанавливаю статус трекинга частицы в <tt>fStopAndKill</tt>, что соответствует выводу ее из процесса симуляции. Установка энергии строчкой выше, на самом деле не нужна, и здесь только ради перестраховки. Кроме того, я вывожу в '''stdout''' сообщение о срабатывании процесса. | ||
+ | |||
+ | Подключается такой самодельный процесс точно так же, как и встроенные: | ||
+ | |||
+ | pmanager->AddDiscreteProcess(new CuteProcess("AyAy", "/home/hatta/work/203Tl/", n)); |
Revision as of 20:40, 21 Jan 2006
Введение
Предупреждаю! Эта статья еще не дописана.
Geant знает достаточно большое количество физических моделей. Они в него зашиты, как, просто, основная часть кода. Зайдите интереса ради в папку $G4INSTALL/source/processes и оглядитесь вокруг — одни только названия файлов о многом расскажут. Но, несмотря на обилие встроенных моделей, иногда может понадобиться примитивная в сущности вещь: сделать так, чтобы Geant считал по вашим сечениям. Об том, как это сделать, и написана эта статья.
Проверено на себе
Лично мне пришлось заняться этим на первый взгляд бессмысленным делом, когда руководство разбраковало в пух и прах встроенные в Geant адронные модели и дало мне несколько файлов с фразой «Вот тебе надежные сечения». Не объяснив при этом даже формат хранения данных… но это к делу не относится.
Поглядев в файлах, я установил, что сечения были даны в виде таблицы «Энергия—Сечение». Всего было 6 файлов для 6 реакций: (gamma, n), (gamma, 2n) и так далее. Да, и все это было для одного единственного ядра, 203Tl (таллий).
Для задействования внешних сечений было решено написать свой процесс, поскольку тольщина таллиевого образца была достаточно солидной, чтобы гамма-кванты порядочно застревали в нем до того, как произойдет фотоядерная реакция.
G4DiscreteProcess
В моем случае можно было пренебречь вторичными фотонами, которые могут родиться в результате фотоядерной реакции, т. к. вероятность для такого фотона вновь провзаимодействовать с ядром ничтожна, а сами по себе фотоны меня не интересовали. Кроме того, для корректного их учета необходимо как минимум знать угловые сечения для данных реакций, а у меня было только интегральное сечение вылета одного или нескольких нейтронов — узнать направление вторичного фотона по этим данным мне представляется затруднительным. То же самое можно сказать и о нейтронах: я не знаю куда они полетят и с какой энергией, и, кроме того, мне это не важно. Поэтому решено было просто учитывать факт реакции, а затем просто убивать исходный фотон.
Ядерная реакция подходит под критерий дискретного процесса (см. в документации GEANT про типы процессов), поэтому для реализации необходимо создать класс, производный от G4VDiscreteProcess.
class CuteProcess: public G4VDiscreteProcess { public: /// Конструктор. /// @param dirname: директория с сечениями; /// @param nn: число выделяемых нейтронов; CuteProcess(const G4String& name, const G4String& dirname, int nn): G4VDiscreteProcess(name, fUserDefined), nneutrons(nn) { loadFromDir(dirname, nn); } virtual G4VParticleChange *PostStepDoIt(const G4Track& track, const G4Step& step);
protected:
virtual G4double GetMeanFreePath(const G4Track& aTrack, G4double previousStepSize, G4ForceCondition* condition); void loadFromDir(const G4String& dirname, int nn);
private:
Maths::Interpolation::Linear* xs; int nneutrons; };
Как видно, в конструкторе не делается ничего особенно важного, только загружаются сами сечения из файлов. Я не буду вдаваться в детали интерполяции значений сечений, их формата на диске и т. д., а остановлюсь на действительно важных деталях. Два метода в этом классе, которые и реализуют всю физику процесса это PostStepDoIt и GetMeanFreePath. Последний вызывается каждый раз при очередном шажке частицы в симуляции и определяет вероятность вызова данного конкретного процесса. PostStepDoIt — это то, что делает процесс, когда он все-таки происходит.
G4double CuteProcess::GetMeanFreePath(const G4Track& aTrack, G4double previousStepSize, G4ForceCondition* condition) { double energy = aTrack.GetKineticEnergy(); if (aTrack.GetMaterial()->GetName() != "Thallium" || aTrack.GetDefinition() != G4Gamma::GammaDefinition()) return 1e100; double crosssec = xs->getValue(energy); // Сечение из файла. double l = 1/(6.022e23/mole*11.85*g/cm3/(204.3833*g/mole)*crosssec); if(l<0) l = 1e100; return l; }
Здесь по простой формуле вычисляется из сечения свободный пробег, который и возвращается. crossec уже переведен во внутренние единицы GEANT4 (кв. мм). Проверка с if на второй строчке это всего лишь костыль, спасающий от реальности: даны сечения только для таллия, так что ни в каких других материалах процесс не будет активизирован, т. к. в этом случае он вернет пробег 1e100.
Вот, что мы делаем, когда процесс-таки вызывается:
G4VParticleChange* CuteProcess::PostStepDoIt(const G4Track& track, const G4Step& step) { aParticleChange.Initialize(track); aParticleChange.ProposeEnergy(0.); aParticleChange.ProposeTrackStatus(fStopAndKill); std::cout << "gen_neutron: " << nneutrons << " more" << std::endl; return &aParticleChange; }
aParticleChange — это член класса G4VDiscreteProcess, в котором вы должны описать все изменения, которые вызываются вашим процессом. В данном случае, как видно, я устанавливаю статус трекинга частицы в fStopAndKill, что соответствует выводу ее из процесса симуляции. Установка энергии строчкой выше, на самом деле не нужна, и здесь только ради перестраховки. Кроме того, я вывожу в stdout сообщение о срабатывании процесса.
Подключается такой самодельный процесс точно так же, как и встроенные:
pmanager->AddDiscreteProcess(new CuteProcess("AyAy", "/home/hatta/work/203Tl/", n));